Речные круизы на теплоходах

Водные пути: реки, каналы, озера


+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41

Мы в соцсетях
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  Twitter  Telegram  Instagram

Теплоход, совершающий речной круиз, идет по определенному пути. И этот путь - водный. Элементорно! Но, не совсем. Разнообразие не такое уж и большое: раз-два, да и обчелся. Прежде, чем выбраться из Москвы на Большую Волгу, теплоход должен пройти канал имени Москвы (это с Севера) или же через Москва-реку и Оку (а это уже с Юга). А, отпавляясь в круиз из Санкт-Петербурга, мы проходим на теплоходе Беломоро-Балтийский канал, Ладожское и Онежское озера. И обойти эти пути просто невозможно: нет поблизости никаких других судоходных рек. А стоит ли обходить? Ведь, например те же каналы - очень даже интересное зрелище промышленной архитектуры. А чудо техники прошлого века - шлюзы? Озера же, наоборот, - великолепны видами природы и водной глади. И, вспомнив поговорку, "из песни слова не выкинешь", снова и снова выбираем маршрут речного круиза...

Круизы на теплоходах Москва - Астрахань

Круизы на Валаам

Круизы в Санкт-Петербург из Москвы

Круизы по рекам Сибири

Круизы по реке Енисей, Сибирь

Круизы по Оке

Адреса речных вокзалов

Лучшие теплоходы России

Все круизные теплоходы на реках России

Безопасность речных круизов

Куда еще можно поехать?

Водные пути России

Реки

Каналы

- это искусственные водные пути в России и за Рубежом

Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР). Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным , в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений. 

Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга - хлеб.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам. Основной среди них - Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м. В систему входят:

Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;

Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;

Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;

Волго-Балтийский канал  - глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Волга

Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль), крупнейшая река в Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с. Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные — Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС — Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им. Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий. По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы.

Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, - Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама.

Кама – одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км. Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н. Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.

Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.

Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри.

Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком.

Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда. Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII  и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.

В Волжском бассейне насчитывали в ХХ веке до 600 тысяч бурлаков. Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России. Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы.

Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно. Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени.

Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый в мире теплоход вышло в рейс.

На следующий год был готов «Сармат» - второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала 20в. в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов.

Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, - вот картина старой волжской пристани.

Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.

Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги. Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.

Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский. Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке, Ветлуге, Суре.

За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г. и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.

Кама

Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой и Чусовой, не дышал тем воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы" - писал о Прикамье певец Урала, Д.Н. Мамин - Сибиряк. Вспоминаются полотна Шишкина, Максимова, картина Мешкова "Простроры Камы", где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели...

Кама - пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров. От Казани до удмуртской деревни Карпушата, где на пологих склонах "Агеевского Лога из ключей рождаются первые струи Камы, всего четыреста километров.

Почти там же начинается и приток Камы - Вятка. Сначала Вятка и Кама текут параллельно - на север, потом расходятся, и прежде чем соединить свой воды, разделенные у истоков неширокой лесистой грядой, пробегают огромный путь. В верховьях русло неустойчиво и извилисто, ниже устья Вишеры - многоводная река. Сток Камы на значительном протяжении зарегулирован плотинами Камской, Воткинской и Нижнекамской ГЭС, выше которых созданы водохранилища.  При впадении в Волгу находится Волжско-Камский заповедник. Основные города: Соликамск, Березники, Пермь, Красноармейск, Сарапул, Набережные Челны, Чистополь.

Общая длина Камы - 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км - немногим уступающего Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает Кама и по многоводности ей впору тягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка.

Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины. Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.

С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 в здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам - и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью.

Несметны богатства бассейна Прикамья. На Урале обнаружено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы. В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны.

Индустрия Прикамья представлена черной и цветной металлургией, нефтеобрабатывающей и угольной промышленностью, машиностроительными, металлообрабатывающими, химическими предприятиями.

Ока

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока, второй по величине ее приток. Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Малоархангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода - 1478 км.

По гидрологическим данным и по характеру пути Ока разделяется на три участка: верхний средний и нижний. Верхняя Ока - от города Алексина до Щурово. Средняя Ока - от Щурово (устье реки Москвы) до устья реки Мокши. Она резко отличается от верхнего участка - уменьшаются уклоны, река становится более многоводной. Преобладающее направление - юго-восточное. На протяжении 100 км участок реки Щурово - Кузьминск - шлюзовой. Здесь в 1913-194 годах построены два гидроузла - Белоомутский (в 63 км от Коломны) и Кузьминский - (в 43 км от Белоомута). Нижняя Ока - от устья реки Мокши до Нижнего Новгорода. Долина нижней Оки характерна частыми сужениями и расширениями русла от одного до двух километров.

Правый берег от Павлова до Горького - высокий, левый берег от Мурома до Нижнего Новгорода - низкий. По уклонам Ока приближается к среднему и даже нижнему течению Волги.

Климат бассейна реки - умеренно-континентальный, однообразный, на всем протяжении. В летнее время преобладают ветры западного направления.

По берегам Оки с одной стороны - обрывы, с другой - необъятные просторы заливных лугов. Ближе к впадению в Волгу, около Нижнего Новгорода, Ока становится полноводней, на берегах её темнеют хвойные леса и перелески.

Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Половодье с апреля по май в верховьях, и до начала июня - в низовья; осенью дождевые паводки. Ледостав в верховьях - с начала января до конца марта - апреля; в низовьях -  с декабря до начала мая. На левом берегу в среднем течении - Приокский заповедник. Река судоходна от города Чекалин, регулярное судоходство - от города Серпухов. Транзитное судоходство - от устья реки Москвы до впадения в Волгу. На Оке города: Орёл, Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Дон

Дон начинается на Среднерусской возвышенности. Когда-то он брал свое начало в Иван-озере. Позже Иван-озеро стало давать воду истокам Дона лишь ранней весной в многоводные годы. В обычные годы верховья питала главным образом речка Урванка. Её и стали считать истоком Дона. Но в настоящее время Иван-озера вообще не существует. На его месте разлилось Шатское водохранилище, созданное возле города Сталиногорска.

Длина Дона - около 1970 км. Бассейн его превышает 440 тыс. кв. км. Летом Дон был вполне судоходным лишь в низовьях. Происходило это потому, что у реки на редкость непостоянный характер. Весной многоводного года Дон несет в 170 раз больше воды, чем летом засушливого года.

Вешняя вода скатывается по реке двумя волнами: Сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом её посылают и северные. Иногда обе волны паводка проходили одновременно, и тогда Дон разливался особенно сильно.

Но вот проносились по Дону вешние воды, отданные Дону тысячами мелких ручьев и речек его бассейна, подсыхала земля на пригорках, и Дон сразу же менялся. Спокойно, неторопливо тек он среди песчаных кос и отмелей, омывая подножья белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы не могли плавать в среднем течении реки. В низовьях Дона постоянно работали землечерпательные машины, еле успевая углублять перекаты и мели, которые громоздила река. А ведь Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.

Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем. Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Разумное распределение водого богатства Дона осуществляется теперь с помощью запертой плотиной Цимлянского моря. Верховья Дона остались в стороне от большой водной дороги.

Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту площадью 340 кв. км. На значительном протяжении долина реки следует крутому восточному краю Среднерусской возвышенности. Малые уклоны в низовьях обеспечивают очень медленное течение. Главные притоки: Хопер, Медведица, Сал, Северский Донец. На Дону - Цимлянская ГЭС и водохранилище, Николаевский, Константиновский и Кочетковский гидроузлы. Судоходство - от устья р. Сосна (1604 км), регулярное судоходство - от города Георгиу-Деж (1355 км). В бассейне Дона - заповедник Галичья гора. Крупнейшие города: Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск.

Озера Северо - Запада

Каналы - Искусственные водные пути в России и за Рубежом

Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;

Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;

Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;

Волго-Балтийский канал  - глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Если Вам понравился какой-либо маршрут - Вы можете выбрать маршрут его плавания и забронировать путевку.

 

 Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):