История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.
Коренная перестройка Великого Волжского пути и его щупальцев-каналов, спроектированных еще Петром I, а также система водохранилищ, сделавших Волжский путь почти на всем его протяжении глубоководным, построенных в советскую эпоху - вот о чем мы сейчас поговорим.
В тяжелые годы Гражданской войны единый торговый путь по реке Волга почти останавливается. Многочисленные несамоходные суда — баржи — идут на дрова. Паровые буксиры преобразуются в военные, обшиваются стальными листами — бронируются, на них устанавливаются многочисленные пулеметы и даже пушки. Создается Волжская военная флотилия со штабом в г. Свияжске. Нижегородец Н. Маркин был ее организатором и первым командиром. Но не только Красная Армия встает на путь создания, а точнее, переоборудования кораблей для военных операций, у Белой Армии также появляются военизированные суда. Страшные плавучие тюрьмы — баржи смерти, появляются в Волжском бассейне. Белый и Красный террор наводят ужас на население Волги.
Окончание Гражданской войны и НЭП позволили возобновить судоходство по реке Волга. Давние проблемы водного пути от верховьев до Каспийского моря сохранялись — малые глубины на перекатах, зависимость от маловодных лет, когда русло Волги мелело настолько, что для поддержания глубин требовались мощные земснаряды, которые создавали каналы — прорезы на мелководьях.
Недостаток Волжского пути - ступенчатость глубин, хотя этого недостатка бывают лишены реки, вытекающие из озер, например Нева.
На Волге от Селижарово до Твери лимитирующие, т.е. возможные минимальные, глубины, всего 0,3 м на перекатах, от Твери до Рыбинска — 0,6 м, от Рыбинска до Нижнего Новгорода, — 0,7, от Нижнего Новгорода до устья реки Камы — 1,5 м, от устья Камы до Астрахани — 2,0 м. Усилия, предпринятые отечественными гидротехниками, улучшили состояние Волжского пути, но увы, не намного. К началу 30-х гг. XX столетия назрела необходимость комплексного решения проблем в Волжском бассейне — транспортных, энергетических, водоснабженческих.
Заметим, что грузооборот на Волге за XIX в. вырос с 1-3 млн. т до15 млн. т. Появление паровых теплоходов сыграло значительную роль в увеличении волжского грузооборота, но искусственные сооружения для улучшения судоходства, такие как укрепление берегов, выравнивание русла, дноуглубление и другие работы обошлись казне с 1800 по 1907 г. в 14,5 млн. рублей, что составило всего около 1% затрат, вложенных в развитие железных дорог.
Необходимость комплексного использования реки Волги была столь очевидной, что уже с начала XX в. появлялись разнообразные проекты энергетического, транспортного и ирригационного использования Великой реки.
В 1931 г. Госплан СССР поручил Всесоюзному научно-сследовательскому институту энергетики и электрификации рассмотреть все имеющиеся предложения и разработать рабочую гипотезу комплексного энергетического и транспортного освоения реки Волги. К проблемам “Большой Волги” была подключена Академия наук СССР.
Спешка в реализации грандиозного проекта реконструкции Волжского пути привела к тому, что многие отрицательные экономические последствия не были учтены. Часто отсутствовала даже качественная оценка возможных воздействий гидротехнического строительства на окружающую среду. Волюнтаризм и русское авось: главное создать каскад водохранилищ, запустить гидростанции и сделать глубоководный путь — привели к существенным просчетам.
Мнения крупнейших отечественных биологов и географов, таких как Л.Е. Берг, Н.И. Вавилов, Н.М. Книпович, А.А. Рихтер, не были услышаны. А они указывали на недопустимость строительства гидроузлов на Нижней Волге, т.к. нарушались условия воспроизводства ценнейших рыб. Известно, что осетр и севрюга, основные нерестилища имели на участке от дельты до Волжской ГЭС (от 75 до 86% всех нерестилищ). Потеряла много мест своего воспроизводства (до 80%) знаменитая каспийская сельдь.
Принятое решение о соединении Москвы с Волгой было реализовано в 1937 г. — построены канал Москва-Волга и Иваньковский гидроузел. Следом, несмотря на тяжелейшие условия возводятся плотины и гидроузлы — Угличский и Рыбинский. Спешка ощущается и здесь: огромные территории оказались затопленными, памятником тому времени является Калязинская колокольня, ныне величаво возвышающаяся над водами Угличского водохранилища. “Русской Атлантидой” называют территорию Молого-Шекснинской низины, затопленной водами Рыбинского водохранилища. Ударные темпы строек, других просто не предполагалось, оставили множество огрехов — обширных зон заболачивания, невырубленного в зоне затопления леса, ушедших под воду поселений.
В 50-70-е гг. ушедшего столетия работы по сооружению гидроузлов и каналов были продолжены. Одна за другой строились мощные гидростанции, возникали водохранилища. За короткий промежуток времени — менее чем за пять лет, Волга соединяется с рекой Дон, реконструируется Волго-Балтийская водная система. Гарантированные для судоходства глубины 7,0 и более метров. Проблемными остаются для прохождения крупных судов участки на Нижней Волге (ниже Волгограда) и небольшой, но весьма сложный участок от плотины Горьковской ГЭС до Нижнего Новгорода. На реке Каме также построены три водохранилища.
Мечты Петра I сегодня осуществились в полной мере — создана глубоководная система рек, озер и каналов Европейской части России.
На Нижней Волге важным сооружением является водоотделитель, гарантирующий подачу воды в реку Бузан в размере 8-9 тыс. м3/с для затопления восточной части дельты Волги, что весьма важно для полупроходных и проходных рыб, в т.ч. осетровых.
Желаем Вам приятного путешествия!