Речные круизы на теплоходах

Волга - речные круизы: история


+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41

Мы в соцсетях
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  Twitter  Telegram  Instagram

История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.

Круизы на теплоходах Москва - Астрахань

Круизы на Валаам

Круизы в Санкт-Петербург из Москвы

Круизы по рекам Сибири

Круизы по реке Енисей, Сибирь

Круизы по Оке

Адреса речных вокзалов

Лучшие теплоходы России

Все круизные теплоходы на реках России

Безопасность речных круизов

Куда еще можно поехать?

История развития круиза по реке Волга в XIX веке

Земледельческое освоение долины Средней и Нижней Волги, начиная с конца XVIII в., и особенно в XIX в., приводит к ускоренному росту грузооборота по Волге. Лес и камень с верховьев шли навстречу рыбе, соли, арбузам и другим товарам. Позже, особенно во второй половине XIX - начале XX вв. заработал хлебный конвейер со Средней и Нижней Волги в Петербург и далее в Европу.

Позором и гордостью России были волжские бурлаки. Бурлачество возникло на Волге в XIV-XV вв., но огромные артели бурлаков появились в XVIII-XIX вв. Нижний Новгород, Пучеж и особенно Рыбинск, называвшийся бурлацкой столицей, собирали многие тысячи людей, которые не щадя себя поднимали вверх по течению груженые суда. Недаром бытовала бурлацкая присказка о Волге: “Укачала, уваляла, вот и силушки не стало”. Бурлацкий век короток- 10-15 лет, а далее - “заслуженный отдых”.

В XIX в. работало на Волге до 600 тыс. бурлаков ежегодно. Они начинали работу с рассветом, а трудовой день заканчивался с первой звездой на небе. Целый день под палящим солнцем и в ненастье брели они по пескам и болотистым луговинам, подгоняя себя песней и проходя за день от 10 до 30 верст. Нередко приходилось идти по пояс в воде, сильный ветер или внезапный шквал валил с ног. Впереди тянул лямку опытный и сильный бурлак, его называли “ишика” или “дятька”. Он задавал ритм движения, выступая правой ногой. За ним тянулись “кабальные”, работающие за харчи. Замыкали шествие “усердные”, которые подгоняли “кабальных”. Песня помогала идти в ногу, на ходу сиплыми, простуженными голосами запевали любимую “Дубинушку”, часто просто выкрикивая слова, ухали с тоской и надрывом. До двадцати пар лаптей, а то и более, изнашивали за сезон бурлаки. Стоили лапти дорого, поэтому их, связав, вешали на плечо и по воде и песку шли босиком. Чтобы накопить немного денег для семьи, питались простой и дешевой пищей. Хлеб да щи, в лучшем случае каша - пища бурлака. Единственно, черного хлеба было достаточно - съедали в день до двух килограммов на человека. Среди бурлаков преобладали крестьяне, были и бездомные люди, бродяги. Кабак для многих из бурлаков был местом празднеств. Слово “бурлак” произошло от искаженного татарского “буйдак”, т.е. бездомный. У A.M. Горького дед некоторое время был бурлаком, В.А. Гиляровский, известный писатель и журналист, некоторое время работал в бурлацкой артели бурлаком, грузчиком, а также крючником, и посвятил не одну яркую зарисовку их жизни и быту.

О крючниках разговор особый. Сильные, с сияющим на солнце, отполированным крюком, гордости работника, появлялись они на погрузке-разгрузке судов. 6-10-пудовые грузы легко перемещались ими. Да и два-три центнера могли подвинуть не хуже прославленных борцов и штангистов. Кстати, некоторые известные борцы вышли из грузчиков пристаней Волги.

Караваны судов, пришедшие из Астрахани, Царицына, Самары и других волжских городов, толпились у пристаней Рыбинска, где происходила разгрузка и перегрузка товаров на другие суда. В самом городе население возрастало на порядок до ста с лишним тысяч (вместо 10-15 тыс. человек, проживавших в XIX в. в городе); по судам, стоящим на реке борт к борту, иногда можно было перебраться с берега на берег.

С появлением в первой половине XIX в. пароходов изменились условия плавания и судостроения на Волге. Паровой котел совершил революцию в судоходстве, увеличились скорости, грузоподъемность, осадка судов, усложнилось само судоходство. Появились специальные службы - путейские, призванные наблюдать за изменением глубин в русле реки Волги, состоянием судового хода и т.п. Во второй половине XIX в. русло реки очищается от камней, которые взрывали порохом, а для углубления песчаных мелей применялись машины, называемые волокушами, сооружались водотеснительные плотины и водохранилища. Верхне-Волжское водохранилище и плотина бейшлот для регулирования уровней воды на Верхней Волге были созданы в 1845 г. Регулярно обследовалось русло реки Волги департаментом путей сообщения.

В отчете комиссии (1847) отмечалось, что, “несмотря на важность Волжского пути, он далеко не в том состоянии, в котором ему быть должно. Усеянный мелями и каменными подводными грядами, он затруднителен. Вся река покрыта судами. Они тянутся одно за другим длинною непрерывной цепью; а на пристанях производится нагрузка товаров, к отправлению приготовленных. Фарватер на плесах правильный и ровный, но на мелях, перекатах и каменных подводных грядах разветвляется и делается извилист. Нижняя часть Волги обильнее водами и имеет фарватер более глубокий, дающий возможность плавать судам с высшею осадкою, но судоходство по этой части Волги совершается безостановочно только до июля месяца: с этого времени, вода упадает и оставляет на мелях одни узкие и извилистые проходы с крутыми поворотами. Они в продолжение лета несколько раз изменяют свое направление, и суда, сбиваясь с фарватера, попадают на отмели, совершенно движение их останавливающие”. В1848 г., согласно донесению начальника Ярославского округа путей сообщения, “мелководье открылось с мая месяца, караванные суда больших размеров принуждены были паузиться почти в течении целого лета”.

Но не только бурлаки тянули суда. На смену им пришла конная, а позже - туэрная тяга. На дне реки были проложены металлические цепи, их приводили в движение туэры - паровые бесколесные суда с металлическим корпусом. На палубах устанавливались лебедки, движимые паром. Наматывая на барабан лебедки цепь, туэр тащил против течения 6-7 барж с грузом до 140- 160т каждое со скоростью 2-3 км/ч. Но туэрная тяга себя не оправдала, суда часто садились на мель, чему способствовала значительная извилистость русла.

В 30-е гг. XIX столетия на реке Волге появились паровые суда, число которых за четверть века выросло до нескольких сотен. Нагревались паровые котлы дровами, что резко увеличило вырубки лесов. Также возрос сплав леса - по Унже, Костроме и другим многочисленным крупным и мелким волжским притокам идет молевой (одиночными стволами деревьев) сплав. В устьях притоков в ловушках-запонях формируют плоты, иногда длиной в сотни метров, которые и буксируются по Волге.

Увеличение скоростей движения паровых судов потребовало регламентации правил плавания. Приведем несколько важных положений из правил 1837 г.:

  1. Движение пароходов при всяком ветре, погоде и течении правой стороной реки.
  2. При встрече парохода с парусным или гребным судном “наперерез курса оных” обязанность “во всяком случае пропускать их, несмотря ни на какую силу ветра или течения или состояние погоды”.
  3. При “проходе” небольших гребных и парусных судов обязанность “уменьшить ход или даже остановить свой ход, так, чтобы не только предупреждать всякое несчастье, могущее произойти от слишком близкого прохождения парохода мимо судна, но даже чтобы не подать судну справедливой причины к опасению”.

Всего было 10 параграфов в правилах, обратим внимание только еще на одно важное правило для пассажирских судов, требующее “предохранения судна от валкости (для чего загружался балласт), а пассажиров от опасности и страха”.

 

 

 Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):