История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.
Это был поистине "золотой век" развития круиза по Волге.
При Петре I - “царе-плотнике” - создается флот на главных реках России, в т.ч. на Волге. Появляются новые типы судов - морские суда каботажного плавания. Царь жадно впитывает сведения о различных типах европейских судов и начинает постройку их в России.
Каспийская флотилия дошла к 1719 г. “до ручки”, в судовых списках числились присланные из Казани и уже совершенно сгнившие 7 фрегатов и 14 других кораблей. Но казенные клейма на них стояли как на новых! Петр I жестоко наказывает казнокрадов - десятки их были казнены.
С начала 1722 г. пошли спешные приготовления к Персидскому походу. На верфях Волги строятся сотни разнообразных судов военного, торгового и вспомогательного назначения. 15 мая Петр отбывает из Москвы вместе с Екатериной и свитой на особо приготовленном для царского путешествия “москворецком струге”, длиной 47 м, шириной 7,3 м. В это время все суда, построенные для похода, стягивались к Нижнему Новгороду. Всего было приготовлено 250 судов. Сам царь выехал из Нижнего Новгорода вперед и уже 19 июня был в Астрахани, меняя через каждые 60 верст гребцов. В Казани Петр провел три дня и за две недели совершил переход от Нижнего Новгорода до Астрахани. Напомним для сравнения, что современные теплоходы по глубоководному руслу Волги при скорости около 20 км/ч совершают этот переход за 5-6 суток!
Хотя Персидский поход, строго говоря, не был удачен и значительная часть судов, участвовавших в нем, погибла, царь высоко оценил эту акцию. В письме к Сенату, по возвращению из Астрахани, он писал: “И тако можем мы, благодаря Всевышнего, сею кампаниею довольны быть: ибо мы ныне крепкое основание на Каспийском море получили”. Кроме распоряжений по увеличению производительности и улучшению качества строящихся судов на судоверфях в Нижнем Новгороде и Казани, Петр I основал в Астрахани порт и заложил адмиралтейство.
Петровское время вызвало оживление судоходства и судостроения, чему немало способствовало основание Петербурга, соединение Волги системой каналов с новой столицей и Балтийским морем и развитие флота с учетом западноевропейского опыта (по образцам), а также личная забота царя об улучшении судостроения и судоходства.
Заботой о судостроении в XVIII в. можно считать многочисленные императорские указы о сохранении “корабельных лесов” - высокоствольных прямых деревьев. Шесть указов 1750-1760 гг. ограничивали и даже воспрещали (для некоторых древесных пород) отпуск леса за границу.
Желаем Вам приятного путешествия!