Речные круизы на теплоходах

Круизы на теплоходах по Волге: история


+7 495 967-94-34
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

Viber, WhatsApp
+7-926-910-18-41

Мы в соцсетях
ВКонтакте  Одноклассники  Facebook  Twitter  Telegram  Instagram

История речных круизов по Волге неразрывно связана с историей самой Волги. А история Волги - это история России. А как мы с Вами хорошо видели, историю любой страны, а особенно России, можно рассматривать по-разному. Кто-то описывает историю царей, самодержцев президентов и вождей, кто-то рассказывает о катастрофах, катаклизмах и бунтах, а кто-то смотрит вширь и вдаль. Но все согласятся, что история реки Волги - это маленькая история России. История большой страны с ее победами и переживаниями, с ее героическими свершениями. И с ее возмужанием тоже. А с другой стороны, история Волги напоминает жизнь человека, как он рос, его невзгоды, неудачи и даже забвение, и как он, подобно гадкому утенку, вырос, возмужал и превратился в красивую личность, на зависть всем вокруг.

Круизы на теплоходе 'Князь Владимир'

Круизы на теплоходах Москва - Астрахань

Круизы на Валаам

Круизы в Санкт-Петербург из Москвы

Круизы по рекам Сибири

Круизы по реке Енисей, Сибирь

Круизы по Оке

Адреса речных вокзалов

Безопасность речных круизов

Куда еще можно поехать?

История развития круиза по реке Волга в XX веке

Коренная перестройка Великого Волжского пути и его щупальцев-каналов, спроектированных еще Петром I, а также система водохранилищ, сделавших Волжский путь почти на всем его протяжении глубоководным, построенных в советскую эпоху - вот о чем мы сейчас поговорим.

В тяжелые годы Гражданской войны единый торговый путь по реке Волга почти останавливается. Многочисленные несамоходные суда — баржи — идут на дрова. Паровые буксиры преобразуются в военные, обшиваются стальными листами — бронируются, на них устанавливаются многочисленные пулеметы и даже пушки. Создается Волжская военная флотилия со штабом в г. Свияжске. Нижегородец Н. Маркин был ее организатором и первым командиром. Но не только Красная Армия встает на путь создания, а точнее, переоборудования кораблей для военных операций, у Белой Армии также появляются военизированные суда. Страшные плавучие тюрьмы — баржи смерти, появляются в Волжском бассейне. Белый и Красный террор наводят ужас на население Волги.

Окончание Гражданской войны и НЭП позволили возобновить судоходство по реке Волга. Давние проблемы водного пути от верховьев до Каспийского моря сохранялись — малые глубины на перекатах, зависимость от маловодных лет, когда русло Волги мелело настолько, что для поддержания глубин требовались мощные земснаряды, которые создавали каналы — прорезы на мелководьях.

Недостаток Волжского пути - ступенчатость глубин, хотя этого недостатка бывают лишены реки, вытекающие из озер, например Нева.

На Волге от Селижарово до Твери лимитирующие, т.е. возможные минимальные, глубины, всего 0,3 м на перекатах, от Твери до Рыбинска — 0,6 м, от Рыбинска до Нижнего Новгорода, — 0,7, от Нижнего Новгорода до устья реки Камы — 1,5 м, от устья Камы до Астрахани — 2,0 м. Усилия, предпринятые отечественными гидротехниками, улучшили состояние Волжского пути, но увы, не намного. К началу 30-х гг. XX столетия назрела необходимость комплексного решения проблем в Волжском бассейне — транспортных, энергетических, водоснабженческих.

Заметим, что грузооборот на Волге за XIX в. вырос с 1-3 млн. т до15 млн. т. Появление паровых теплоходов сыграло значительную роль в увеличении волжского грузооборота, но искусственные сооружения для улучшения судоходства, такие как укрепление берегов, выравнивание русла, дноуглубление и другие работы обошлись казне с 1800 по 1907 г. в 14,5 млн. рублей, что составило всего около 1% затрат, вложенных в развитие железных дорог.

Необходимость комплексного использования реки Волги была столь очевидной, что уже с начала XX в. появлялись разнообразные проекты энергетического, транспортного и ирригационного использования Великой реки.

В 1931 г. Госплан СССР поручил Всесоюзному научно-сследовательскому институту энергетики и электрификации рассмотреть все имеющиеся предложения и разработать рабочую гипотезу комплексного энергетического и транспортного освоения реки Волги. К проблемам “Большой Волги” была подключена Академия наук СССР.

Спешка в реализации грандиозного проекта реконструкции Волжского пути привела к тому, что многие отрицательные экономические последствия не были учтены. Часто отсутствовала даже качественная оценка возможных воздействий гидротехнического строительства на окружающую среду. Волюнтаризм и русское авось: главное создать каскад водохранилищ, запустить гидростанции и сделать глубоководный путь — привели к существенным просчетам.

Мнения крупнейших отечественных биологов и географов, таких как Л.Е. Берг, Н.И. Вавилов, Н.М. Книпович, А.А. Рихтер, не были услышаны. А они указывали на недопустимость строительства гидроузлов на Нижней Волге, т.к. нарушались условия воспроизводства ценнейших рыб. Известно, что осетр и севрюга, основные нерестилища имели на участке от дельты до Волжской ГЭС (от 75 до 86% всех нерестилищ). Потеряла много мест своего воспроизводства (до 80%) знаменитая каспийская сельдь.

Принятое решение о соединении Москвы с Волгой было реализовано в 1937 г. — построены канал Москва-Волга и Иваньковский гидроузел. Следом, несмотря на тяжелейшие условия возводятся плотины и гидроузлы — Угличский и Рыбинский. Спешка ощущается и здесь: огромные территории оказались затопленными, памятником тому времени является Калязинская колокольня, ныне величаво возвышающаяся над водами Угличского водохранилища. “Русской Атлантидой” называют территорию Молого-Шекснинской низины, затопленной водами Рыбинского водохранилища. Ударные темпы строек, других просто не предполагалось, оставили множество огрехов — обширных зон заболачивания, невырубленного в зоне затопления леса, ушедших под воду поселений.

В 50-70-е гг. ушедшего столетия работы по сооружению гидроузлов и каналов были продолжены. Одна за другой строились мощные гидростанции, возникали водохранилища. За короткий промежуток времени — менее чем за пять лет, Волга соединяется с рекой Дон, реконструируется Волго-Балтийская водная система. Гарантированные для судоходства глубины 7,0 и более метров. Проблемными остаются для прохождения крупных судов участки на Нижней Волге (ниже Волгограда) и небольшой, но весьма сложный участок от плотины Горьковской ГЭС до Нижнего Новгорода. На реке Каме также построены три водохранилища.

Мечты Петра I сегодня осуществились в полной мере — создана глубоководная система рек, озер и каналов Европейской части России.

На Нижней Волге важным сооружением является водоотделитель, гарантирующий подачу воды в реку Бузан в размере 8-9 тыс. м3/с для затопления восточной части дельты Волги, что весьма важно для полупроходных и проходных рыб, в т.ч. осетровых.

 

 

 Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):